Для того, чтобы выполнить на качественном и профессиональном уровне ремонт и обслуживание кондиционеров необходимо, в первую очередь, ознакомиться с основными их элементами, то есть с их устройством и принципом действия.
Пожалуй, самым главным элементом любого кондиционера считается компрессор. Современные компрессоры в бытовых и промышленных кондиционерах встречаются трёх видов: поршневой, спиральный и ротационный. При этом, именно ротационные компрессоры наиболее используемые, примерно 90 % из всех имеющихся. В промышленных кондиционерах используются винтовые компрессоры.
Итак, как уже было упомянуто выше, самыми распространёнными компрессорами являются ротационные. Принцип их действия основан на всасывании и сжимании газа за счёт вращения ротора. Данный вид компрессоров выпускается с вращающимися и невращающимися пластинами. Некоторые производители изготавливают двух роторные компрессоры, которые нашли своё применение в мультисплит-системах. Единственным недостатком является предельный разогрев кромки лопасти при трении о вращающийся ротор, в результате которого происходит разложение эфирного масла на жировые кислоты и спирт, которые, в свою очередь, закупоривают капиллярные трубки. Но эту проблему удалось решить при помощи использования качающегося ротора, в котором пластина совершает одновременно колебательное и возвратно-поступательное движение. За счёт этого, значительно уменьшается трение, и кромка лопасти не нагревается.
Спиральные компрессоры состоят из двух спиралей, одна из которых стационарна, а другая вращается вокруг первой. Поскольку существует необходимость создать герметичность по краям спиралей и их плотное прилегание, применение данных компрессоров встречается крайне редко.
Поршневые компрессоры устроены так, что сжатие газа осуществляется при движении поршня в цилиндре. Бывают открытые, герметичные и полугерметичные поршневые компрессоры. Открытые компрессоры предусматривают размещение электродвигателя вне корпуса, герметичные – компрессор и двигатель в одном корпусе, а полугерметичные – компрессор и двигатель в одном разборном контейнере.
Главный недостаток поршневых компрессоров состоит в том, что имеют место пульсации давления парообразного хладагента при выходе из компрессора.
Следующим, не менее важным элементом кондиционеров, является теплообменник, предназначенный для интенсификации обмена теплом между хладагентом, протекающим по трубкам, и воздухом, обтекающим сам теплообменник. Мощность вентилятора при этом должна быть достаточно высокой, так как увеличение внешней площади теплообмена и турбулизация воздуха рядом с пластинами ведёт к повышению гидравлического сопротивления аппарата. Для обеспечения наибольшей интенсификации конструкцию теплообменника разделяют на секции.
Также без знания назначения и конструкции такого элемента кондиционеров, как регулятор потока хладагента, невозможно выполнить ремонт и обслуживание кондиционеров подобающим образом. Данный регулятор необходим для подачи хладагент в жидком виде порциями от конденсатора к испарителю. Примитивным регулятором потока хладагента выступает тонкая трубка в виде спирали. Но, несмотря на незначительную цену, простоту и надёжность, есть существенный недостаток – это то, что расход хладагента зависит лишь от перепада давлений. Другими словами, происходит снижение холодопроизводительности.
Ещё одним элементом кондиционеров является четырёхходовой клапан реверсивного действия. Этот элемент используется в кондиционерах, предназначенных как для обогрева, так и для охлаждения.
Другими, не менее значимыми элементами кондиционеров, устройство и принцип действия которых следует учитывать, выполняя ремонт и обслуживание кондиционеров, являются электромагнитный клапан, обратный клапан, ресивер, накопитель хладагента, глушитель, фильтр-осушитель, сеточный фильтр, дренажный насос, вентиляторы внешнего и внутреннего блоков.